Устойчивость и точечные прорывы — достижения трудного года
Этот проект посвящён неформальным итогам 2025 года от первых лиц предприятий юга России — и журнала «Эксперт Юг»
«Эксперт Юг» попытался сформулировать главные экономические события года и попросил предпринимателей ЮФО и СКФО из разных отраслей поделиться своим пониманием событий и достижений по итогам 2025 года, а также ожиданиями от 2026 года. Особенность этого материала в том, что он будет пополняться в течение месяца — приглашаем руководителей принять участие в подведении итогов делового года.
восемь событий
2025 года
по версии редакции
К концу года принято определять события, которые в уходящем году имели наибольшее значение для региона — это хорошее дополнение к пятёрке людей года, которую в итоговом номере назвал «Эксперт Юг».
Выборы губернаторов
на Дону и Кубани
В двух ключевых для делового Юга регионах — Ростовской области и Краснодарском крае — в этом году определялась судьба губернаторов. Для Кубани это был тест на то, насколько убедительны результаты, показанные командой Вениамина Кондратьева в предыдущий период. На Дону решался вопрос о том, насколько назначенный врио губернатора Юрий Слюсарь окажется убедительным в новой роли и впишется в сложившийся в регионе ландшафт. По итогам команда Кондратьева получила карт-бланш на то, чтобы идти намеченным курсом, а Слюсарь — на то, чтобы более смело проводить свою политику, которая получила формальное воплощение в обновлённой стратегии развития региона. Интрига была в том, как федеральный центр оценит действия своих избранников в ситуации экологической катастрофы, засухи, экономической стагнации и т.д.
Экологические и природные катастрофы
Разлив мазута в результате крушений двух танкеров около Керченского пролива, произошедший в декабре 2024 года, окрасил всю первую половину 2025 года. Катастрофа была признана национальной, она предопределила пустой туристический сезон для Анапы, собрала десятки тысяч волонтёров, влияла на инвесторов, заявивших проекты на побережье, заставила включиться самых разных ученых. А летом её заменила засуха, которая приходит второй год подряд, напоминая о более масштабном процессе опустынивания. К ней ключевые аграрные регионы, несмотря на некоторую регулярность природных катаклизмов, оказались не готовы. В Ростовской области в 2025 году пострадало или погибло около 1 млн гектаров посевов. Такое же количество посевов потеряла и Кубань. Это 25-30% урожая. В обоих случаях оставалось только тушить случившийся пожар, наносящий огромный ущерб природе и экономике, и мучительно вспоминать об известных способах его минимизации.
Строительство важнейших дорог
Весь 2025 год продолжается строительство трассы «Джубга – Сочи» стоимостью 1,4 трлн рублей. Общая протяжённость трассы, которая должна решить проблему пробок на подъездах к главным черноморским курортам, всего 130 км, но всё это — обходы городов по горам, мосты и тоннели. А между тем уже идёт строительство и Азовского транспортного кольца вокруг Азовского моря стоимостью не менее 500 млрд рублей. Запуск только трассы «Новороссия» должен увеличить поток в Крым на 40%. «Автодор» тем временем уже ведёт проектирование скоростной автомагистрали «Юго-Западная хорда», которая должна будет связать Сибирь, Урал и Кубань и сократить время в пути на Юг в два раза. Сюда же стоит отнести утверждение проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) по маршруту «Москва-Адлер» стоимостью от 4 трлн рублей. Правда, тут начала строительства придётся подождать до 2030 года.
Запуск горнолыжного курорта «Мамисон».
14 марта в Северной Осетии состоялся технический запуск всесезонногокурорта «Мамисон». Это первый крупный горнолыжный курорт в России, построенный после ухода западных партнёров, и третий горный курорт Северного Кавказа, построенный «Кавказ.РФ» с нуля. Ранее корпорация запустила курорты «Архыз» в Карачаево-Черкесии и «Ведучи» в Чечне. Первый полноценный горнолыжный сезон на «Мамисоне» открывают в середине декабря. В этом сезоне там ждут не менее 30 тысяч человек, работать будут 10 трасс протяжённостью 19 км. Обе канатки на курорте произведены российской компанией «Руслет». Особенность «Мамисона» — самая длинная канатная дорога гондольного типа на Северном Кавказе протяжённостью 3,3 км. Высота подъёма — 2950 метров. Курорт построен на территории особой экономической зоны «Мамисон». Сейчас там зарегистрированы 13 резидентов, ещё шесть лотов — в работе. Госинвестиции в создание курорта вместе с республиканским бюджетом составили 18 млрд рублей. Объём частных заявленных инвестиций в ОЭЗ «Мамисон» — около 20 млрд рублей.
Zero Block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Zero Block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Zero Block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Zero Block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Zero Block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Technical consulting, testing and communication
Technical department
Смотреть
Providing managing and coordination skills
Management department
Boosting professional skills and expertise
Professional department