Тренды медиарынка на 2024 год: взгляд из «Эксперта Юг»
Востребованность бумажного медиа, рост активности клиентов, спрос на живые коммуникации и усиление просветительской функции СМИ. Ко Дню печати гендиректор и главред «Эксперта Юг» Владимир Козлов — о том, какие тренды медиарынка отражает эволюции его компании.
Начиная 2023 год, «Эксперт Юг», как многие компании, был готов к работе в тяжелых экономических условиях, но в результате вся страна получила рост 3,5% ВВП, а «Эксперт Юг» - 35%. Помогли собранность команды, соответствие предложений запросам рынка — и, безусловно, возросшая активность клиентов. Попытаемся выделить наиболее важные изменения и тренды.
Бумажный «Эксперт» пережил перезапуск
Главное изменение в январе 2024 года появился первый номер перезапущенного федерального журнала «Эксперт». Журнал стал более широкоформатным, в нем стало гораздо больше визуальных материалов. Он перешел с еженедельного формата на ежемесячный, но стал выглядеть гораздо более представительно, значительно продвинулся в части качества полиграфии, иллюстрируя тем самым тенденцию смещения сильных бумажных медиабрендов в сторону элитарности. Все это положительно влияет на продолжительность жизни издания на полках людей, принимающих решения в бизнесе. С 2024 года журнал «Эксперт Юг» будет верстаться и выпускаться по тем же стандартам — и мы надеемся, что наша аудитория оценит нововведения положительно. Сильная сторона нового «Эксперта» - адресное распространение по всем органам власти, включая правительства и администрации в регионах. Наш вклад в распространение журнала в 2023 году — создание широкой сети представительского распространения «Эксперта Юг» в точках деловой активности Ростова-на-Дону, Краснодара и Сочи. В этом году мы планируем включить в эту сеть новые города.

Наверное, важно добавить, что реклама в журнале — самый продаваемый наш продукт в 2023 году, несмотря на то, что мы уже диверсифицированная компания, а рынок уже давно устал хоронить бумажную прессу. Реальность показывает востребованность бумажного СМИ — при условии, что оно существует в экосистеме, созданной вокруг медиабренда.
Главная функция делового медиа — просветительская
В конце 2023 года мы провели опрос читателей «Эксперта Юг». Из него мы узнали, что качественную аналитику и собственные исследования наши читатели считают главным конкурентным преимуществом издания — этот пункт собрал 57% голосов опрошенных. Еще два — интересная деловая повестка и грамотное экспертное сообщество — набрали чуть меньше голосов.
Мы задали читателям вопрос: какую функцию нашего СМИ надо развивать прежде всего? Понятно, что любое СМИ — это баланс разных функций. Но работа над оперативностью, статусностью собеседников, полезностью материалов, поиском ранее неизвестных фигур бизнеса — это очень разные задачи. Нам важно было узнать, что важнее для читателей. Больше всего голосов набрал пункт «Распространение прогрессивного опыта, знаний о технологиях и решениях» (28%), иными словами — на первый план вышла просветительская функция нашего медиа. Вторую позицию разделили два ответа — независимость взгляда на ключевые события и контроль за действиями органов власти (по 18,5%). Эти функции, отметим, не просто про журналистику, а про сложную журналистику. Что ж, постараемся соответствовать.
К бизнесу вернулся вкус к живым коммуникациям
Ивент-индустрия — одна из самых пострадавших за период 2020-22 годов. Для нас до сих пор рекордным по количеству мероприятий для бизнеса остается 2019 год, когда «Эксперт Юг» организовал под ключ более 50 событий в разных форматов — от круглых столов до форумов. В 2023 году мероприятия для бизнеса показали самую высокую динамику по продажам у нас в компании. В предыдущий стрессовый год бизнес был в горазло большей степени сосредоточен на своей внутренней кухне.
Самый массовый формат делового мероприятия у нас — круглый стол для целевой аудитории. С точки зрения контактов с потенциальными клиентами, работает, как автомат Калашникова, и заодно позволяет нам реализовать уникальное умение обеспечивать высочайшее качество дискуссии. Мы провели более 20 таких круглых столов в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Пятигорске. В нашей линейке мероприятий есть еще крупные форматы — однодневные бизнес-форумы в Краснодаре, Ростове-на-Дону и регионе Кавминвод, а также форматы клубные — для узкой или статусной аудитории.
Новое сообщество — клуб градостроителей
Мы отдельно рассказывали, как создали сообщество на заказ — речь шла о проекте «ИТ-песочница», который был создан по инициативе РРАПП. Кстати, сообщество успешно отработало уже три года. Помимо этого, мы развивает собственное экспертное сообщество, в которое приглашаем медийно активных экспертов региона. В 2023 году линейка сообществ пополнилась клубом градостроителей. Мы уже давно прорабатываем тему устойчивого развития южных городов, поэтому, когда компания «Неометрия» нам предложила подумать о формате клуба, который позволил бы объединять сообщество вокруг темы ответственного девелопмента, мы оказались полностью готовы к реализации проекта. Первое мероприятие прошло в ноябре, в этом году в планах шесть клубных заседаний в Ростове-на-Дону и Сочи.
Рост среднемесячных охватов в соцсетях на 75%
Как все помнят, в марте 2022 года в России оказались под запретом две крупнейшие глобальные социальные сети, в которых все СМИ распространяли свой контент. Основная аудитория «Эксперта Юг» в соцсетях находилась там. Затем началась эпоха Телеграма и ВКонтакте. Даже с учетом того, что почти весь первый квартал 2022 года запрещенные сети отработали во всю силу, среднемесячный охват «Эксперта Юг» в социальных сетях в 2023 году вырос на 75%.
В абсолютных цифрах он перевалил за 100 тыс. человек в месяц. У нас еще много задач по развитию соцсетей, но иногда надо прямо признаться: мы не ожидали столь значительного роста — он стал приятным сюрпризом. Совокупный охват бренда «Эксперт Юг» в 2023 году, если добавлять сайт и журнал, — 210-260 тыс. человек в месяц. Для чисто новостного портала это, возможно, не очень много, а для делового регионального издания очень прилично.
Развитие некоммерческих проектов
и новый фестиваль искусств
Многие уже знают, что «Эксперт Юг» развивает некомерческую структуру — АНО «Инновационные гуманитарные проекты». Через нее мы реализуем культурные и социальные проекты — например, конкурс для журналистов Юга России «Искра Юга», медиа о поэзии Prosodia. В 2023 году на этом фронте произошло заметное оживление. Мы предложили Ростову-на-Дону ежегодный двухнедельный фестиваль искусств «Чистое поле», в подготовке которого приняли участие более 50 деятелей культуры и искусства, он успешно прошел в сентябре на пяти городских площадках. Важно, что первый же фестиваль был поддержан бизнесом. Мы подробно писали о том, зачем взялись за это дело, — и уже готовим фестиваль 2024 года. А еще в 2023 году был городской лекторий о культуре и искусстве «Арт-окраина», поддержанный банком «Центр-инвест».
Наша некоммерческая деятельность — это наше понимание собственной социальной ответственности, что вполне соответствует тенденциям на популяризацию ценностей устойчивого развития в деловом мире.
dr@expertsouth.ru